Как составить резюме
Резюме представляет собой краткую профессиональную самооценку претендента на свободную вакансию, то есть это – визитная карточка, которая содержит информацию о профессиональных достоинствах, трудовом опыте и квалификации будущего сотрудника.
Менеджер по персоналу или специалист кадрового агентства после рассмотрения резюме определяет претендента в «перспективную» или «неперспективную» категорию.
Принципы грамотного резюме:
- Правдивость – выявление намерено скрытых фактов плохо влияет на репутацию.
- Конкретность – точные даты, наименования организаций и прочее.
- Краткость – оптимальный размер занимает одну страницу формата А4.
- Избирательность – следует отобрать информацию, исходя из целей. То есть, необходимо описать те аспекты, которые будут полезны для потенциальной должности.
Резюме оценивают по нескольким параметрам: оформлению и содержанию.
Оформление
Хорошее резюме четкое по структуре и легкое на вид. Если вся информация не помещается на один лист формата А4, то ее нужно сократить до этого размера, а остальное рассказать на собеседование.
При составлении слово «резюме» необходимо опустить.
Оформлять шрифтом Times New Roman, черного цвета, 12 кеглем.
14 кегль используют для написания ФИО претендента, указанные в верхней части листа по центру.
Поля должны быть следующими: левое – 1 см, остальные – 2 см.
Интервал – одинарный. Он должен совпадать со структурой подачи материала. Если нужно заострить внимание на какой-либо информации, то лучше выделять ее жирным, а не подчеркиванием или курсивом.
Для легкого восприятия, резюме разбивают на небольшие абзацы. Обычно символы и рамки не используют. Стиль изложения должен быть деловой.
Информацию следует подавать простыми предложениями. Длинные формулировки, причастные и деепричастные обороты обычно избегают. Большое количество специальных терминов также не используют. Грамматических ошибок быть не должно. Успехи и достижения подкрепляют конкретными фактами и цифрами.
По содержанию резюме делят на пять стандартных тематических блоков: личная информация, цель, образование, стаж (опыт) работы и какие-то дополнительные сведения.
1. Заполнение личных данных
- Личные данные должны включать: ФИО, телефон, адрес, электронную почту и дату рождения претендента.
- В этом разделе самым тщательным и полным образом предоставляют сведения, которые позволят быстро связаться с потенциальным сотрудником для приглашения на собеседование.
- При написании адреса места жительства указывают временное оно или постоянное. В первом случае указывают, до какого числа можно застать человека по этому адресу.
- Для номера телефона помечают его статус: домашний, рабочий, для сообщений, а также указывают часы, в которые можно звонить. Условия связи обычно детализируют, помимо телефона указывают e-mail, факс и т.д.
- Чем быстрее с вами свяжутся, тем больше шансов на получение работы.
- Необязательная информация: возраст, гражданство, семейное положение, здоровье и прочее. Ее включают для создания благоприятного впечатления.
2. Цели резюме
- При составлении цели резюме, включают название должности и заработную плату. Если оно направлено на конкретную вакансию, то целью будет являться название должности. В теме письма указывают имя специалиста по подбору, занимающегося данной вакансией.
- При составлении резюме для нескольких вакансий из разных областей лучше составить отдельные визитные карточки. Можно указать интересующую сферу деятельности. Желательно сразу указывать уровень заработной платы, которая считается достойной для претендента.
- Обязательно нужно указать «Цель», то есть написать на какую работу, должность, область деятельности рассчитывает будущий сотрудник. Иначе резко снижается конкурентоспособность резюме, работодатели не будут думать о том, какую должность можно предложить кандидату. В этом же пункте указывают пожелания и требования к потенциальному месту работы. Чем четче сформулирована цель, тем лучшее впечатление складывается у работодателя.
3. Образование
- При заполнении образования для начала называют основное образование, позволяющее претендовать на конкретную должность. Указывают год учебы, учебное заведение и полученную специальность (присвоенную квалификацию).
- Если дополнительное образование (тренинги, курсы и прочее) связано с вакансией, то его можно упомянуть.
- В графе Образование перечисляют средне специальные и высшие учебные заведения. Если претендент закончил несколько учебных заведений, то в этом случае сначала указывают высшее образование, далее средне специальное и дополнительное. Аббревиатуры должны быть расшифрованы. О языковых и компьютерных курсах упоминают в «Дополнительных сведениях».
4. Опыт работы
- При заполнении информации об опыте работы используют обратный хронологический порядок, начинают с текущего или последнего места работы. В каждом абзаце указывают период работы (год и месяц приема и увольнения), наименование предприятия или организации, сферу деятельности, должность, обязанности претендента, примеры определенных достижений в цифрах (штуках, % или $).
- Пробелов в периоде занятости быть не должно. Указываются все места работы. На трех последних останавливаются подробнее. Кандидат должен подчеркнуть основные достижения и позитивные результаты работы. Не стоит указывать несущественный опыт, не имеющий отношения к свободной вакансии. Если опыта работы нет, раздел не заполняют (не ставят прочерк, просто пропускают).
5. Дополнительные сведения
- Здесь заканчивается обязательная информация и начинается не менее важная составляющая. Далее указываются дополнительные сведения, те которые имеют отношение к Цели резюме.
- В данном разделе записывают следующие сведения: степень владения компьютером (программами), иностранными языками (говорю, читаю, пишу; свободно, со словарем); другие навыки, необходимые для свободной вакансии; иная информация, представляющая интерес для работодателя (готовность к командировкам, наличие личного транспорта).
- Информацию о рекомендациях также относят к дополнительным сведениям. Если ее отмечают, то указывают ФИО рекомендателя, наименование организации, его должность и контактная информация. Лучше всего включать в данный список не более трех людей. Рекомендующие лица могут и не быть включены в резюме, можно упомянуть, что рекомендации предоставляются по запросу.
- Рекомендации могут дать прежние работодатели, преподаватель или научный руководитель. Здесь указывают основные достижения претендента, полученные награды и поощрения, положительные личные качества.
Общие полезные советы:
- В резюме должна быть отражена краткая, но полная информация об образовании, опыте работы, профессиональных навыках, достижениях и рекомендациях претендента.
- Все резюме индивидуальны и составляются на определенную вакансию.
- В компании КР резюме посылают на русском языке. Для демонстрации знаний в иностранных языках, можно послать несколько: на русском и иностранном. Визитная карточка только на иностранном языке противоречит бизнес этике. Такое резюме имеет смысл только тогда, когда компания совместная или зарубежная.
- Лучше указывать больше контактных данных. Если работодатель сильно заинтересован в сотрудничестве, то он свяжется любым возможным способом с потенциальным работником.
- Для сайтов поиска работы можно составить образец резюме. В нем не должно быть таблиц. Отдельной строкой пишут название должности, тогда при размещении резюме удобнее вставлять текст в форму. При этом используют простой текстовый редактор, например, блокнот.
- В резюме необходимо включать только нужную информацию, исключение может составлять наличие или отсутствие вредных привычек.
- В большинстве случаев указывают, есть ли права и личный транспорт у претендента, а также владеет ли он иностранными языками. Здесь будет полезна информация даже о начальных знаниях языка. Данный пункт может повлиять на выбор вашего резюме из двух идентичных.
- Нужно трезво оценивать себя, указать конкретную заработную плату. На собеседовании об этом все равно спросят. Обычно работодатели ожидают услышать минимум, ниже которого вакансии не рассматриваются. В форме также указывают, рассчитывает ли претендент на премии, бонусы или проценты от продаж.
- Удачное резюме – это повод для личной встречи с претендентом, но не гарант получения работы. Потенциальный работник должен быть уверен в том, что сможет подтвердить всю информацию, которая включена в составленное резюме.
Основные требования к стилю написания резюме:
- краткость;
- конкретность;
- активность (никогда не пишите участвовал, оказывал помощь и т.п. Это позволяет думать, что Вы лишь оказывали разовые услуги);
- честность.
Избегайте использовать местоимение я.
Необходимо быть предельно конкретным в выборе формулировок:
не следует писать:
- занимался обучением
- помогал уменьшить ошибки
- быстро усваиваю новые знания
следует писать:
- обучил двух новых служащих
- сократил ошибки на 15%,чем сэкономил фирме $40 000
- освоил новые процедуры в рекордно короткий срок - за две недели
Не будьте многословны и избегайте пассивных форм:
не следует писать:
- отвечал за выполнение...
- находил применение следующим возможностям...
- нес ответственность за...
следует писать:
- выполнил...
- эффективно использовал...
- отвечал за...
Предпочитайте позитивную информацию негативной:
не следует писать:
- улаживал жалобы на...
- препятствовал снижению доли продаж
- перешел с должности...
следует писать:
- помогал клиентам в...
- повысил потенциал продукта на рынке
-продвинулся на должность...
Концентрируйте внимание на Ваших достижениях:
не следует писать:
- проработал там три года
- выполнял дополнительную работу
следует писать:
- получил повышение в должности и два повышения оплаты
- всегда выполнял работу в срок
Сильные глаголы для резюме
Управление:
- Навыки
- Принял
- Достиг
- Приходилось
- Адаптировался
- Администрировал
- Анализировал
- Назначал
- Одобрял
- Председательствовал
- Консолидировал
- Составлял договор
- Координировал
- Заключал сделки
- Решал
- Делегировал
- Принимал решение
- Развивал
- Направлял
- Избирал
- Устранял
- Устраивал на работу
- Призывал
- Исполнял
- Оценивал
- Выполнял/осуществлял
- Способствовал
- Обрабатывал
- Главенствовал
- Нанимал
- Совершенствовал
- Повышал
- Освежал (вводил инновации)
- Запустил
- Вел
- Организовывал
- Курировал
- Планировал
- Ставил приоритеты
- Производил
- Рекомендовал
- Реорганизовывал
- Проводил обзор
- Запланировал
- Налаживал
- Укреплял
- Руководил
- Объединял
Исследовательские навыки:
- Приобрел
- Уточнял
- Собирал
- Проводил, вел дело
- Критиковал
- Диагностировал
- Оценивал
- Проводил экзамены
- Изучал
- Идентифицировал
- Осматривал
- Проводил интервью
- Исследовал
- Наблюдал
- Организовывал
- Проводил осмотр, обзор
- Суммировал
- Опрашивал
- Не покрывал
- Распутывал, разгадывал
Навыки общения, коммуникабельность
- Адресовал, направлял
- Арбитраж (арбитрировал)
- Организовывал
- Авторизовал, был уполномоченным
- Сотрудничал
- Убеждал
- Вел корреспонденцию
- Доставлял
- Развивал, разрабатывал
- Направлял
- Редактировал
- Зачислял
- Выставлял
- Объяснял
- Формулировал
- Указывал
- Влиял
- Интерпретировал
- Читал лекции
- Служил связующим звеном, посредничал
- Проводил переговоры
- Был модератором
- Убеждал
- Презентовал
- Раскручивал
- Предлагал
- Публиковал
- Сглаживал конфликты
- Набирал на работу
- Перерабатывал
- Продавал
- Вел переговоры
- Переводил
- Tripled (Утраивал)
- Развивал, расширял
Финансовые навыки
- Дополнял, добавлял
- Регулировал
- Администрировал
- Выделял (отбирал)
- Анализировал
- Оценивал
- Проводил аудит
- Составлял баланс
- Покупал
- Бюджетировал
- Компьютерные работы
- Преобразовывал
- Вырезал
- Развивал
- Финансировал
- Прогнозировал
- Управлял
- Маркировал
- Планировал
- Проектировал
- Исследовал
- Обобщал, суммировал (totaled)
- Обшивал, отделывал (trimmed)
- Действовал
- Придумывал, задумывал
- Концептуализировал
- Создавал
- Модифицировал
- Проектировал (создавал)
- Направлял
- Устранял
- Устанавливал
- Основывал
- Иллюстрировал
- Инициатором выступал
- Инновации вводил
- Учреждал
- Интегрировал
- Представлял, знакомил
- Придумывал
- Запустил
- Порождал
- Выполнял
- Планировал
- Обновлял
- Формировал
- Упрощал
- Налаживал
- Ускорял
- Собирал
- Начинал
- Считал, вычислял
- Обслуживал компьютеры
- Строил
- Проектировал, дизайном занимался
- Разрабатывал
- Расширял
- Инженировал
- Инновации вводил
- Устанавливал
- Обслуживал
- Вводил в эксплуатацию
- Ремонтировал
- Программировал
- Перестраивал
- Реставрировал
- Чинил
- Устанавливал
- Решал
- Направлял
- Повышал
Клерикальные (офисные) навыки
- Доказывал
- Располагал
- Делил на каталог
- Классифицировал
- Коллекционировал
- Скомпилированный
- Доставлял
- Направлял
- Выполнял
- Заполнял
- Перенаправлял
- Собирал, копил
- Генерировал
- Выделял
- Осуществлял
- Осматривал
- Мониторил
- Эксплуатировал
- Приказывал
- Организовывал
- Подготавливал
- Обрабатываются
- Обеспечивал
- Купил
- Записал
- Восстанавливал
- Экранировал
- Специализировал
- Поддерживал
- Систематизировал
- Табулировал
- Трансфертом занимался
- Утверждал
- Адаптировал
- Рекомендовал
- Пояснял
- Тренировал
- Собирал
- Координировал
- Прояснял
- Разрабатывал
- Включал
- Призывал
- Оценивал
- Объяснял
- Облегчал
- Руководствовался
- Информировал
- Инструктировал
- Изучал
- Убеждал
- Ставил цели
- Упрощал
- Стимулировал
- Обучал, тренировал
- Больше глаголов для успеха (достижения)
- Достигал
- Награждался
- Рос
- Расширял
- Знакомился, ознакомлялся
- Получал
- Прокладывал путь, направлял
- Понижал
- Урегулировал
- Восстанавливал
- Возглавлял
http://resumup.com/ ссылка на электронный курс по составлению резюме
http://europass.cedefop.europa.eu/en/documents/curriculum-vitae - на этом сайте Вы можете скачать инструкции, составить свое CV, скачать шаблоны и примеры по Европейским стандартам "Europass".
http://working-papers.ru/lichnye-kachestva-v-rezjume- личные качества в резюме.
http://working-papers.ru/professionalnye-navyki-v-rezjume- профессиональные навыки в резюме.